Циркуляция масла создается насосом, а не компрессором. Наиболее важным критерием хорошей смазки является поток масла, а не давление масла. Давление масла будет значительно отличаться в разных частях двигателя, снижаясь по мере отдаленности от насоса. На стороне всасывания насоса давление масла отрицательное.
Давление масла создается за счет сопротивления масла течению (вязкость), возникающему в следствие перекачивающего действия масляного насоса. При широких масляных каналах и низкой вязкости масла скорость потока будет высокой, а давление масла низким – очень важное условие для снижения износа. Напротив, при тех же условиях прокачивания, но при узких масляных каналах и высокой вязкости масла, скорость потока будет низкой, а давление масла высоким, что, следовательно, снизит эффективность смазки. «Хорошее» масло – это такой смазочный материал, чьи вязкостные характеристики достаточны для обеспечения хорошей гидродинамической смазки нагруженных поверхностей, и при этом которое легко циркулирует в двигателе, обеспечивая постоянный приток свежей смазки. В экстремальных случаях очень вязкое масло может никогда не попасть на важные узлы и обеспечить их смазку. При этом заметьте, что двигатели оборудованы перепускными клапанами, что предотвращает чрезмерное увеличение давления масла в случае забивания фильтра. Когда двигатель заводится, все масло находится в поддоне, и давление масла равно нулю. Насос не может начать подавать масло либо повысить его давление до тех пор, пока он не закачает холодное масло через сетчатый фильтр и заборную трубку. Следовательно, смазка при холодном запуске сильно облегчится, если заборная трубка будет широкой и короткой, а масло – обладать хорошей прокачиваемостью при низких температурах.
Когда масло попадает в насос, оно подается через фильтр, а затем через двигатель. Однако, если масло будет холодным, а масляные каналы узкими, то скорость маслотока будет низкой, и образуется высокое противодавление, при котором манометр регистрирует критическое повышение давления.
Так как масло циркулирует и разогревается, оно течет все быстрее, и давление масла падает до устойчивого уровня.
Только в этот момент двигатель начинает смазываться надлежащим образом. Пока стабильное давление не будет достигнуто, степень износа будет высокой из-за недостаточной подачи масла к изнашиваемым поверхностям. В условиях холодного запуска «хорошее масло» - это то, при котором быстрее всего достигается стабильное давление масла.
Причины низкого давления масла, датчик загорается:
Причины низкого давления
|
Последствия
|
Меры
|
Низкий уровень масла
|
Возможна остановка двигателя
|
Пополните уровень масла и проверьте, нет ли утечки масла
|
Масло не затекает в насос при запуске
|
Возможна остановка двигателя
|
Заглушите двигатель. Замените масло на другое с более хорошими низкотемпературными свойствами. Усовершенствуйте свои действия при холодном запуске.
|
"Перегрузка двигателя". Насос очень медленно подает необходимое количество масла
|
Сокращается ресурс двигателя
|
Переключитесь на более низкую передачу, чтобы повысить число оборотов в минуту. Проверьте насос.
|
Масло слишком горячее. Вязкость слишком низкая.
|
Разложение масло/проблемы с двигателем: износ, отложения
|
Проверьте датчик температуры и регуляторы температуры в двигателе. Проверьте, правильно ли выбрана марка вязкости масла.
|
Износ масляного насоса
|
Проблемы с двигателем
|
Замените насос
|
Износ подшипников
|
Проблемы с двигателем
|
Масло более легко течет через увеличенный зазор. Замените подшипники.
|
Топливо в масле снижает вязкость
|
Повышенный расход масла. Износ двигателя.
|
Предотвратите работу на холостом ходу. Проверьте инжекторы. Смените масло.
|
Замена масла
|
Старое масло имеет более высокую вязкость из-за сажи и окисления. Текучесть нового масла лучше.
|
Ничего, многие полусинтетические и синтетические масла лучше сохраняют постоянную марку вязкости и текучесть, что предотвращает сдвиг, а насос ошибочно определяет это как понижение давления, в связи с чем может загореться датчик.
|
Причины высокого давления:
Причины высокого давления
|
Последствия
|
Действия
|
После холодного запуска давление остается высоким. Масло подается в насос, но не течет по масляным каналам.
|
Возможна остановка двигателя
|
Заглушите двигатель. Используйте масло с более эффективными низкотемпературными свойствами (5W-30 или 0W-30)
|
Масло загустело из-за сажи
|
Возможна остановка двигателя
|
Смените масло и фильтр. Проверьте работу инжектора. Предотвратите работу на холостом ходу.
|
Масло загустело под воздействием окисления
|
Возможна остановка двигателя
|
Смените масло и фильтр
|
Вязкость масло слишком высокая. Текучесть плохая.
|
Возможна остановка двигателя.
|
Проверьте соответствие марки вязкости той, что указана в руководстве для владельца автомобиля/рекомендациях поставщика масла. Смените масло.
|
Фильтр засорился. Перепускной клапан пропускает нефильтрованное масло.
|
Сокращение срока службы двигателя.
|
Замените фильтр и масло. Проверьте причину засорения.
|
Отложения в системе масляных каналов вызывают повышенное противодавление.
|
Сокращение срока службы двигателя.
|
Смените масло и фильтр. Используйте высококачественное масло.
|
Масло слишком холодное.
|
Возможна остановка двигателя.
|
Проверьте термостатную систему двигателя. Проверьте вязкость масла.
|
РЕЗЮМЕ
В случае высокого (низкого) давления масла, необходимо принимать меры. Повышенное давление означает, что необходимо прикладывать больше усилий для того, чтобы прокачать масло по всему двигателю, и нужно снижать до минимума такое снижение КПД. Высокое давление масла не означает хорошую текучесть, а в большинстве случаев это прямо противоположное явление. В отличии от этого низкое давление масла означает, что масло быстро циркулирует в двигателе, что очень необходимо для снижения износа.
Если датчик масла зажигается при работе на холостом ходу, это не значит, что причиной этому является само масло. Это может означать, что масло течет с большей скоростью, чем та, на которую откалиброван насос.