В процессе эксплуатации автомобиля следует правильно пользоваться коробкой передач во избежание поломок и преждевременного износа.
- Стараться двигаться преимущественно на прямой передаче, при техническом наличии её на автомобиле, так как при этом не задействованы лишние шестерни и уменьшается износ;
- Переключение передач производить согласно приведённым в инструкции к автомобилю значениям максимальной и минимальной скорости на каждой передаче;
- Включение задней передачи при движении автомобиля вперёд, даже на небольшой скорости, категорически недопустимо;
- Не следует допускать длительной езды на скорости выше 20 км/ч с выжатым сцеплением, особенно на заднеприводных автомобилях, где это может привести к быстрому износу выжимного подшипника сцепления; нажимать педаль сцепления следует резко, а отпускать — плавно, но не допуская пробуксовки и не трогая акселератор, что значительно ускоряет износ;
- Недопустимо на скользкой дороге двигаться с выключенным сцеплением или коробкой передач на нейтральной передаче;
- Следует применять приём торможения двигателем — совместно с торможением автомобиля производится поочередное переключение передач с высшей ступени на низшую. При этом происходит более эффективная остановка автомобиля тормозом и двигателем;
- Недопустимо переключать передачи в поворотах, так как это может привести к заносу; до начала поворота следует перейти на низшую передачу, а по мере его прохождения — слегка нажать на педаль акселератора;
- Несинхронизированную передачу заднего хода желательно включать с двойным выжимом сцепления;
- Для облегчения работы синхронизаторов, следует:
- o При переходе с низшей передачи на более высокую — переключение производить в два приёма, с некоторой паузой в нейтрали;
- o При переходе с высшей передачи на более низкую, переключение производить в один приём.
- После использования наката при движении под уклон, в конце его необходимо делать «перегазовку» во избежание преждевременного износа коробки перемены передач. Это нужно для того, чтобы уравнять обороты вращения колес с оборотами вращения коленчатого вала двигателя, который в это время работает на холостом ходу. Надо выжать педаль сцепления, резко нажать на газ и включить повышенную передачу;
- Необходимо постоянно проверять уровень масла в картере МКПП и своевременно производить его замену, так как при длительной работе в КПП масло превращается в абразив за счёт повышения содержания частичек металла, неизбежно отделяющихся от шестерён в процессе их естественного износа, что в свою очередь значительно ускоряет износ;
- На автомобилях иностранного производства, соблюдайте указанную в инструкции марку смазочного масла, некоторые МКПП зарубежных автомобилей требуют специальных материалов, например, гипоидного масла или ATF.
Плюсы и минусы
«+»
- Наименьшая по сравнению с иными типами стоимость;
- Намного меньшая в сравнении с гидромеханической трансмиссией масса;
- Высокий КПД по сравнению с гидромеханической трансмиссией;
- Обычно не требует отдельной системы охлаждения, как АКПП;
- Несмотря на немалый прогресс в области конструирования АКПП, на сегодняшний день средний автомобиль с АКПП при прочих равных уступает автомобилю с МКПП по топливной экономичности и динамике разгона;
- Относительная простота конструкции;
- Достаточно высокая надёжность (срок службы самой МКПП без ремонта сравним со сроком службы автомобиля в целом, но сцепление требует достаточно частой замены);
- Большинство моделей не требуют дефицитных или специфических расходных материалов, частого обслуживания;
- У автомобилей с МКПП шире набор специальных техник вождения, опытный водитель может более эффективно использовать такой автомобиль при передвижении в гололедицу, по грязи и бездорожью;
- Автомобиль с МКПП легко пускается «с толкача», может буксироваться на любое расстояние с любой скоростью;
- МКПП, в отличие от гидромеханической АКПП, допускает полное разобщение двигателя и трансмиссии.
«-»
- Утомляющее водителя переключение передач, особенно в городском цикле и движении в пробках;
- Относительно АКПП сложнее управление автомобилем, необходимость наличия специфического навыка для достижения плавного переключения передач без рывков;
- Переключение передач сопряжено со временным разобщением двигателя и трансмиссии, что увеличивает время переключения;
- Как и у любой ступенчатой КПП, невозможно плавное изменение передаточного отношения при разумном количестве ступеней, в отличие от CVT;
- Малый ресурс сцепления.
© 2015 ТОО "ДинамоАвтоЦентр".
Все права защищены.