Органик ПрогрессSINTECJOKOENEOSQUANTUMSINTOILВолга ОйлENEOSENEOS
ТОО «ДинамоАвтоЦентр»
официальный представитель торговых марок
Eneos, Joko, Sintec, Sintoil, Quantum
АНТИФРИЗ = ТОСОЛ = НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩАЯ ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ
версия для печати  

 1. Что такое "Тосол" и для чего он нужен?

Автомобильный антифриз и «Тосол» — все это низкозамерзающие охлаждающие жидкости, предназначенные для охлаждения двигателей внутреннего сгорания автомобилей, работающих при низких и умеренных температурах. Эти жидкости представляют собой водные растворы этиленгликоля, содержащие антикоррозионные, антивспенивающие, стабилизирующие и красящие добавки.

Антифриз используется не только в зимний период, но и в летний, поскольку позволяет повысить рабочую температуру жидкости в системе охлаждения и тем самым увеличить температурный перепад между охлаждающей жидкостью и окружающим воздухом. Это позволяет форсировать работу двигателя и полнее использовать его мощность, а также способствует экономии топлива вследствие его более полного испарения и сгорания.

2. Какие основные свойства "Тосола"?

Для того, чтобы водный раствор этиленгликоля мог называться автомобильным антифризом, он должен соответствовать совокупности требований, которые предъявляются к данному виду продукции, а именно:

  1. обладать высокой теплоемкостью и теплопроводностью, так как, чем они выше, тем больше тепла будет отведено от стенок цилиндра и головки блока данным количеством циркулирующей охлаждающей жидкости;
  2. иметь низкую температуру замерзания, которая позволяет безопасно эксплуатировать автомашины практически при любых отрицательных температурах окружающего воздуха, не сливая жидкость из радиаторов во время стоянок;
  3. иметь высокую температуру кипения, которая обеспечивает нормальную работу двигателя в летнее время, а также уменьшает вероятность образования паровых пробок, приводящих к резкому ухудшению охлаждения двигателя и использованию его мощности;
  4. обладать малой вязкостью, особенно при низких температурах, так как высокая вязкость антифриза затрудняет его циркуляцию в системе охлаждения и снижает теплопередачу от двигателя к антифризу и от него в окружающую среду;
  5. иметь малую вспениваемость, потому что при вспенивании антифриза снижается коэффициент теплопередачи, возникает вероятность образования паровых пробок, перегрева двигателя и выброса жидкости;
  6. обладать низкой коррозионной агрессивностью по отношению металлам, сплавам и покрытиям, применяемым в системе охлаждения двигателя. Этот показатель является одним из решающих при оценке качества антифриза («Тосола», низкозамерзающей охлаждающей жидкости), так как продукты коррозии ухудшают теплопередачу в системе охлаждения, нарушают нормальную циркуляцию антифриза, не говоря уже о выводе из строя элементов системы охлаждения и потере антифриза.
  7. быть инертным по отношению к резиновым шлангам и уплотнительным деталям из резины или пластмассы, применяемым в системе охлаждения, а также к лакокрасочным покрытиям автомобиля;
  8. не иметь резкий запах, обладать низкой токсичностью и, наконец, доступной ценой.

По комплексу основных свойств (низкой температуры замерзания, высокой температуры кипения, большой теплоемкости и теплопроводности, относительно низкой вязкости и ряду других показателей) наиболее полно отвечает предъявляемым требованиям к автомобильному антифризу («Тосолу», низкозамерзающей охлаждающей жидкости) — водный раствор этиленгликоля. Но основные компоненты антифриза — вода и этиленгликоль способны вызывать коррозию металлов применяемых в охлаждающей системе двигателя.

Основной целью разработчиков рецептур и технологий автомобильных антифризов является выбор эффективных ингибиторов и других присадок.

Задача это весьма сложная, так как ингибитор, эффективный для одного металла, может оказаться неэффективным или даже вредным для другого, а присадка, улучшающая одни свойства, сводит на нет ряд других.

Варианты комбинаций ингибиторов разнообразны, а их содержание колеблется от десятых долей процента до нескольких процентов. Так что создание сбалансированного пакета ингибиторов и присадок — процесс трудоемкий и длительный, а организация производства антифриза — процесс достаточно сложный.

Качественный антифриз («Тосол», низкозамерзающую охлаждающую жидкость) возможно получить только на установках с высокой культурой производства с привлечением высококлассных специалистов своего дела.

Автолюбителям, в общем-то, наверное, не так уж и важно, какой химический состав антифриза, главное, чтобы залил — и никаких проблем ни зимой, ни летом в течение нескольких лет.

3. Какие виды "Тосола" бывают?

В соответствии с ГОСТ 28084-89 - имеются 3 разновидности отечественных ОЖ (далее для опрощения называемых ТОСОЛ): ОЖ-К (концентрат), ОЖ-40 и ОЖ-65 с соответствующими температурами замерзания. Здесь следует отметить, что классический ГОСТ на ТОСОЛ есть ГОСТ 28084-89.


4. Как влияет цвет "Тосола" на его свойства?

Никак. Приготовленный "ТОСОЛ" бесцветен и окрашивается для того, чтобы его случайно не выпили. Обычно выбирается цвет неестественный для живой природы. Так, в наших странах привыкли к синему или светло-зеленому оттенку, в Германии принят темно-зеленый цвет, в Италии - красный.

5. Как часто надо менять "ТОСОЛ"?

Антифриз в процессе эксплуатации изменяет свои характеристики: снижается запас щелочности, увеличивается склонность к пенообразованию и увеличивается способность вызывать коррозию металлов. Обычный срок службы "Тосола" - около 3 лет, или 60 тыс. км пробега при условии поддержания в течение этого времени требуемой плотности - не менее 1,075 кг/см3

6. Как заменять "ТОСОЛ"?

Слить старую жидкость. Тщательно промыть водой с использованием средств для очистки от ржавчины и накипи, залить промывочный раствор, дать поработать двигателю 15-20 минут, слить и промыть водой 2-3 раза. Прежде чем доливать охлаждающую жидкость в систему, проверьте надежность крепления шлангов последней на своих штуцерах - антифриз обладает высокой текучестью и способен давать утечки сквозь малейшие неплотности. В ходе нормальной эксплуатации двигателя охлаждающая жидкость не расходуется, поэтому заметное падение ее уровня является признаком развития внешних утечек, причина которых должна быть без промедления выяснена и устранена. После чего можно заливать новую охлаждающую жидкость. Желательно, качественную. Если летом использовалась вода, а не антифриз, процедура промывки будет такая же, потому, что наверняка на стенках системы охлаждения образовалась накипь и продукты коррозии. Напоминаем, что при толщине накипи порядка 2 мм, расход топлива увеличивается до 10%.

7. А что будет при температуре, скажем, -50 0С?

В отличие от воды, антифризы при замерзании не расширяются и не образуют твердой сплошной массы. Образуется рыхлая масса кристаллов воды в среде МЭГ. Обычно такая масса не приводит к замораживанию радиатора и не препятствует запуску двигателя. Даже после кристаллизации раствора не происходит существенных изменений, поскольку коэффициент увеличения объема у Тосола гораздо ниже, чем у воды, и механических повреждений радиатора нет. Антифриз после пуска быстро переходит в жидкое состояние. Кстати, для зарубежных антифризов существует не один параметр - температура замерзания, а два: температура начала образования хлопьев льда (например, -38 0С) и температура замерзания (например, -45 0С).

8. Что и как можно проверить при покупке "Тосола"?

Как ни обидно - практически ничего.

- Температура замерзания.
Измеряется плотномером, проградуированном в градусах. Это измерение основано на том факте, что при плотности "Тосола" около 1.078 г/см3 он замерзает при -40 0С. Однако, нет ничего проще, чем в домашних условиях приготовить состав требуемой плотности. И хорошо еще, если "бодяжник" разбавит синюю воду просто солью или сахаром. А если электролитом? Ведь так дешевле. Измерение плотности должно производиться при температуре 20 0С. Если измерить тот же "ТОСОЛ" при температуре 35 0С, плотномер покажет температуру замерзания -30 0С, а при температуре измерения -20 0С покажет температуру замерзания -48 0С.

- Цвет.
Как указывалось выше - не имеет отношения к физическим свойствам продукта. Даже бесцветный раствор вполне может быть работоспособным, просто в этом случае мог использоваться недостаточно стойкий краситель. Это - плохой признак. Обратите внимание на наличие осадка и общую прозрачность раствора.

9. Можно ли смешивать различные тосолы и антифризы?

Если коротко, то лучше не рисковать. Хотя основу этих жидкостей составляют этиленгликоль или пропиленгликоль, которые нормально смешиваются друг с другом. Всё дело в присадках, их наличии или отсутствии, количестве и качестве. Именно из-за них разные антифризы не рекомендуется смешивать. Кроме того, присадки могут быть просто несовместимы друг с другом, в результате чего может выпадать осадок или чего хуже образоваться нежелательное соединение. Химия все-таки! А кто знает, какие у кого присадки? Это же тайна за "семью печатями". Не верьте о полной совместимости с любыми отечественными и западными антифризами. Хотя проверить на совместимость можно. Это целая исследовательская работа и если она проведена, то указывают конкретные совместимые марки, а не все антифризы.

10.Так все-таки, где же и какой продукт выбрать?

В том месте, куда Вы можете прийти завтра или послезавтра, или через год и будете уверенны, что Вам ответят на все вопросы, все претензии (если они все же возникнут), где гарантируют как на словах (на этикетках, с адресом и телефоном), так и на деле качество продукта. Посмотрите на газеты (журналы) свежие и годичной давности, и найдите знакомые имена. Зайдите на фирму или в магазин. Носят ли лица менеджеров по продажам следы выяснения качества продукции? Если нет, рискните.

Как видно из приведенных данных, "ТОСОЛ" - это довольно сложный раствор и приготовление его в "гаражных" условия невозможно. Контроль за сырьем, соблюдением всех ТУ как на этапе изготовления, так и в конечном продукте, может осуществлять только достаточно крупная компания, имеющая мощную производственную базу. Конечно, можно, сэкономив несколько тенге, купить на рынке некоторый сомнительный продукт у некоей сомнительной личности. Но право же, экономия 10-20 тенге в месяц в течение срока службы антифриза несравнима с потенциальным риском для автомобиля.

ВНИМАНИЕ!!!
Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайно попавшие брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями (вплоть до летального исхода). Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь на любой станции автосервиса. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!

Подбор масла:
Марка автомобиля:
Модель:
Объем двигателя:
© 2015 ТОО "ДинамоАвтоЦентр".
Все права защищены.
Карагандамкр. Голубые пруды, 5
тел./факс: +7 (7212) 77-97-99
E-mail: info@dacoil.kz
Астанаул. Дулатова, 182/1
тел./факс: +7 (7172) 677-608
E-mail: info@dacoil.kz
Алматыул. Бродского, 37А, оф.206
тел./факс: +7 (727) 227-37-15
E-mail: info@dacoil.kz
Павлодарул.Торговая, 8
тел./факс: +7 (7182) 68-68-66
E-mail: info@dacoil.kz
Костанайул. Мауленова, 12/4
тел./факс: +7 (7142) 28-20-99
E-mail: info@dacoil.kz
Усть-КаменогорскОбъездное шоссе, 21
тел: +7 (7232) 52-58-62
E-mail: info@dacoil.kz
Шымкентул. Жолдасбекова, 73 Б
тел.: 7 (771) 067-59-67
info@dacoil.kz
Создание сайта
Интернет-агентство "Пантера"